Ответ:
Развитие образования в губернии в XVIII в., впрочем как и по всей
России в это время, шло крайне сложно. Отсутствовала необходимая
материальная база, не хватало финансов, учительских кадров, и, пожалуй,
самое главное, не было понимания в обществе, в органах управления
государством необходимости развития образования.
Однако реальная жизнь все более требовала грамотных, подготовленных
людей. Власть, общество вынуждены были отвечать на требования жизни. В
1786 г. был утвержден «Устав народных училищ Российской империи»,
который предполагал открытие в губернских и уездных городах главных и
малых народных училищ. В соответствии с «Уставом народных училищ
Российской империи» в конце XVIII века, в 1789 г., в Уфе было открыто
главное народное училище, а в Оренбурге, Челябинске, Мензелинске — малые
народные училища. По мнению известного оренбургского краеведа В. В.
Дорофеева, первоначально народное училище в Оренбурге занимало помещения
в здании на территории, где в дальнейшем был построен сегодняшний «Дом
учителя». Затем, в 1835 г., оно было переведено в другое здание,
расположенное на Николаевской (Советской) улице.
В 1797 г. в связи с перенесением губернского центра из Уфы в Оренбург
малое народное училище в Оренбурге было преобразовано в главное
народное училище, а главное народное училище в Уфе — в малое народное
училище. Первого апреля 1889 г. оренбургское училище отметило столетний
юбилей.
В 1917 г. в Оренбурге издана книга [45], где об этой школе сказано так:
«Мы спокойно и равнодушно проходим мимо одноэтажного, обложенного
кирпичом, здания училища на. Николаевской улице, а между тем ведь данной
маститой и седовласой школе теперь немногим более 125 лет. Эта школа
появилась у нас тогда, когда грамотность, псалтирь и четьи-минеи
составляли весь курс обучения и когда искусство письма считалось для
народа границей, за которой дальнейшие шаги к просвещению считались
излишней роскошью».
В конце XVIII века в Оренбургской губернии было одно главное народное училище
в городе Оренбурге и три малых народных училища в городах губернии:
Уфе, Мензелинске, Бузулуке. В малых народных училищах был определен
двухлетний срок обучения, в них преподавались чтение, письмо, катехизис,
священная история, начальные правила русской грамматики, первая часть
арифметики, чтение книг «О должностях человека и гражданина», «Правила
для учащихся».
В главном народном училище дополнительно имелись третий и четвертый
классы (последний класс был двухгодичным), в которых изучались русская
грамматика, история, география, естественная история, арифметика,
геометрия, физика, прибавлялось чтение «Изъяснения Евангелия». В основе
обучения лежал принцип наглядности. По «Уставу народных училищ
Российской империи» в обязанности главного народного училища входила
подготовка учителей для малых народных училищ.
Работа народных училищ проходила в непростых условиях. Занятия велись
в приспособленных помещениях. Велик был отсев учащихся, особенно из
старших классов главного училища. Материальным оснащением училищ
занимались местные власти. Финансовое положение училищ и учительского
состава традиционно для России было тяжелым. Состав учеников училищ был
достаточно разнороден. Среди учеников были представители разных
социальных слоев, что свидетельствует о заинтересованности этих слоев в
образовании.