Ответ:

Европейская мода также ощутила влияние геогра­фических открытий. Применение индийских красителей позволило придавать тканям необычные цвета. Использование восточных благово­ний и пряностей открыло широкие возможности для создания новых парфюмерии и косметики. Употребление табака вызывало спрос на трубки и табакерки, форма и вид которых изменялись в соответствии с требованиями моды.

Уже на рассвете Нового времени европейские страны установили меж­ду собой более или менее постоянные торговые и дипломатические кон­такты: Европа начала жить единой жизнью. Возникла и общеевропей­ская мода, которую диктовали самые влиятельные с политической точки зрения государства. На рубеже XV-XVI вв. ее законодателями были ита­льянцы. На нижнюю сорочку они надевали узкий костюм, а на него — более просторную верхнюю одежду. Среди женщин распространился обы­чай ходить с непокрытой головой. Поэтому они уделяли большое внима­ние прическам и головным украшениям — диадемам, венкам и сеткам.

Венецианские цокколи

Венецианские модницы, чтобы выглядеть более высокими и строй­ными, обували цокколи — туфли-«копытца» на высокой платформе. Такая обувь усложняла и замедляла движение, но куда спешить в городе, где вся жизнь подчинена медленному течению вод в каналах?

В XVI в. ведущая роль в европейской политике перешла к Испании. Моду также диктовали испанцы. Они создали мужской строгий костюм темных тонов с застегнутым наглухо воротничком. За любовь к черной одежде испанцев в других странах презрительно называли «воронами». Правда, иногда о цвете в одежде знати можно было только догадывать­ся, настолько густо она была украшена драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью. По всей Европе приобрели популярность короткие испанские плащи и маленькая узкая бородка — эспаньолка. Обувались испанцы в мягкие узкие туфли, украшенные похожими на когти раз­резами, — так называемые «волчьи лапы». Голову покрывала твердая шляпа с узкими краями.

Женская испанская мода на долгие годы подарила миру юбку на жестком металлическом каркасе. Такой костюм весил немало, и поступь знатной дамы приобретала особую величавость. Наряд дополняли сереж­ки, перстни, ожерелья и цепочки, а также веер из страусовых перьев и тонкий носовой платок, отделанный изысканными кружевами. Со вре­мен арабского господства женщины сохранили обычай при выходе на улицу набрасывать на голову темное покрывало. Впоследствии оно пре­вратилось в знаменитую испанскую мантилью из черного кружева.

В XVI в. испанцы начали выращивать завезенный из Нового Света кар­тофель. Из него научились получать крахмал, совершивший настоящий переворот в европейской моде. Подкрахмаленный воротник становился твердым, что позволяло увеличивать его размеры. Вскоре он уже напоми­нал настоящие «мельничьи жернова». Такой воротник тесно охватывал шею, поэтому голову приходилось держать высоко поднятой. Подобная осанка вполне соответствовала образу гордого аристократа-испанца.

Чтобы предоставить воротничку жесткую складчатую форму, его плоили специальными щипцами, а потом обшивали тонким узорчатым кружевом. Цена готового воротничка была очень высокой. Чтобы во время трапезы не испачкать и не испортить дорогую вещь, в конце XVI в. вспомнили о давнем изобретении античности — вилке. С тех пор среди знати стало неприличным кушать руками.

С XVII в. центр моды переместился во Францию. Взяв за основу испанский костюм, французы подошли к делу твор­чески. Они сделали одежду более изы­сканной и яркой, украсили ее россыпью драгоценностей. Тогда же приобрел попу­лярность голландский стиль — шляпа с высокой тульей и отложной воротник. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Исаак Оливер Ричард Секвилл. Испанская мода в Англии. 1616 г. Лоренцо Лотто. Портрет Лукреции Борджа. Ок. 1510 г. Алонсо Санчес Коэльо. Инфанта (принцесса) Изабелла. 1579 г.

В XVI в. научились вязать чулки. Карманов еще не придумали, поэтому все мелочи держали в кошельке, прикреп­ленном цепочкой к поясу. Свидетель­ством зажиточности была одежда, укра­шенная мехом. С XVII в. среди знати распространился обычай спать в ночных сорочках, но в широкое употребление исподнее белье вошло лишь с XVIII в. Только после этого начали отступать заболевания кожи.

Одежда простых людей не была столь роскошной, хотя некоторые могли позво­лить себе наряды из льна, тонкого сукна, шелка и стремились, особенно в городах, придерживаться моды. Беднота носила одежду из грубого полотна, вид которой мало менялся с течением времени.

Целые армии портных, сапожников и шляпников зарабатывали на хлеб благодаря капризам моды. Смена фасонов каждый раз давала новый толчок развитию производства и торговли. Погоня за модой не была напрасной прихотью, она двигала общество вперед.

Ответ: Эпоха Московской Руси — период расцвета культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др.).Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси (рубахи, порты); большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и отделку.Однако появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от костюма Киевской Руси. Наиболее характерные среди них следующие:1) появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин — только до пояса. Вначале это была застежка встык на навесные петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и защищаться от врага;2) значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное расслоение. Появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями (откидные рукава, каркасные воротники), которые носила только феодальная знать: охабни, ферязи, терлики, летники, телогреи. Классовое расслоение проявляется и в использовании дорогих тканей, отделки, украшений, количестве одновременно надеваемых одежд.В связи с тем, что одежда наглухо закрывала тело, особую роль среди ювелирных украшений играют не столько навесные, сколько закрепленные на одежде — вышивка золотом, серебром, жемчугом; петлицы из золоченой тесьмы или шнура длиной 12-15 см, пуговицы из серебра, золота, драгоценных камней, цветной эмали. Все виды украшений были плоскими, объемной орнаментации (оборки, рюши, банты) костюм Московской Руси не имел.