Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают.» Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений и применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или в публицестическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Текст:
(1) Уже не было весны. (2) Летний зной ударял теперь прямо в горы, и по горячим токам воздуха медленно поднимались в вышину орлы. (3) Только с моря долетал иногда чистый ветер, заставлявший вдруг ненадолго прошуметь леса. (4) Таня в последний раз обходила берег, прощалась со всеми. (5) Она шла по песку, рядом со своею тенью, и река бежала у самых ее ног, — как друг, провожала она Таню в дорогу. (6) Длинная песчаная коса преградила им обоим путь. (7) Таня остановилась. (8) На этой косе по утрам она любила купаться с Филькой. (9) Где он теперь? (10) Целое утро ищет она его повсюду напрасно. (11) Он убежал, не желая прощаться с ней. (12) Ни здесь, ни там не может она его найти. (13) Не она ли сама виновата? (14) Как часто за этот год, столь богатый для Тани событиями, забывала она о друге, которого обещала когда-то ни на кого не менять! (15) Он же ее никогда не забывал, всегда снисходительный в дружбе. (16) И теперь, покидая милые места, Таня думала о нем с благодарностью, упорно искала. (17) — Филька, Филька! — крикнула она громко дважды. (18) И ветер отнес ее голос на самый край косы. (19) И там, из-за песчаной гряды, вдруг поднялся Филька и встал на колени у воды. (20) Таня побежала к нему, погружая свои ноги в песок. (21) — Филька, — сказала она с укоризной, — мать меня ждет на пристани, а я ищу тебя с самого утра. (22) Что ты делаешь тут, на косе? (23) — Так, ничего, мало-мало, — ответил Филька. — (24) Мало-мало лежу. (25) Слова его были тихи, глаза чуть приоткрыты. (26) И Таня посмеялась над его скорбным видом. (27) Он был без майки. (28) И плечи его, облитые солнцем, сверкали, как камни, а на груди, темной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. (29) Она прочла: (30) «ТАНЯ». (31) Филька в смущении закрыл это имя рукой и отступил на несколько шагов. (32) Он отступил бы очень далеко, совсем ушел бы в горы, но позади стерегла его река. (33) А Таня все шла за ним, шаг за шагом. (34) — Да постой же, Филька! — говорила она. (35) И он не пошел дальше. (36) — Как же ты это сделал? — спросила она. (37) И в ответ Филька молча нагнулся к земле и вынул из-под кучи одежды, сложенной им на песке, четыре буквы, вырезанные из белой бумаги. (38) Он наложил их на грудь и сказал: (39) — Я каждое утро прихожу сюда и даю солнцу жечь мою грудь, для того чтобы имя твое оставалось светлым. (40) Она с новой для нее ласковостью заглянула ему в глаза и тихонько коснулась пальцем его кожи: (41) — Какой же ты маленький, Филька! (42) Ты ребенок. (43) Ведь это все отгорит и исчезнет, как только наступит зима и ты наденешь теплую рубашку. (44) — Но ведь солнце так сильно, — сказал он все же с упрямством. — (45) Неужели же всякий след исчезнет? (46) Может быть, что-нибудь и останется, Таня? (47) Подумай. (48) И Таня, подумав недолго, согласилась с ним. (49) — Ты прав, — сказала она. — (50) Что-нибудь должно остаться. (51) Все не может пройти. (52) Иначе куда же… — спросила она со слезами, — куда же девается наша верная дружба навеки?.. (53) Дети обняли друг друга. (54) Кончилось детство! (55) Как это случилось? (56) И кто мог бы им это сказать? (57) Ни песок, ни лес, ни камни, бывшие с ними всегда. (58) Только родная река их одна убегала все дальше к восходу, струилась меж темных гор. (59) И там, в незримой дали, вставала перед ними иная, волшебная страна, простирался светлый край.
— Правильный ответ на вопрос найдете ниже
18.05.2019 · 1
Ответ:
Я согласен с мнением лингвиста Г. Степанова, утверждавшего: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают.» Речь в высказывании идет о связи лексики (словарного состава языка) и грамматики (раздела науки о языке, включающего словообразование, морфологию и синтаксис). Без грамматики невозможно построить связное высказывание, оформить правильно собственную мысль. Докажем это на примере данного текста.
так, в предложении 50 мы встречаем составное глагольное сказуемое «должно остаться», в котором грамматическую нагрузку несет связка должно, выраженное кратким прилагательным среднего рода, единственного числа. А лексическую — инфинитив, который указывает, что не все исчезнет.
В предложении 38 находим однородные простые глагольные сказуемые наложил и сказал в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, м.р., ед.ч. Автор использует их, чтобы передать последовательность действий Фильки.
Итак, мы можем сделать вывод: лексика и грамматика тесно связаны.