ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) – аббревиатура, пугающая школьников по всей России. С учетом того, что с каждым годом задания и условия проведения экзамена меняются, выпускники банально не понимают, как и где им готовиться. На помощь приходят либо репетиторы (классический вариант), либо курсы. При этом каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Хватит ли школьных занятий для сдачи ЕГЭ
Важно понимать, что ЕГЭ – это профильный экзамен, а поэтому всегда требует знаний выше школьного уровня и уроков в школе точно не хватит для сдачи экзамена на хороший балл. Проблема в том, что учитель обязан равняться на «среднего ученика» в классе. Ребята послабее будут вынуждены отставать, а более сильные просто просиживать штаны.
Также подготовка к экзаменам не входит в основной список обязанностей учителей и особой мотивации давать что-то сверх нормы у них нет, тем более жертвуя своим временем и силами.
Специфика занятий с репетитором
Для начала стоит уточнить, что под термином «занятие с репетитором» подразумевается именно работа с глазу на глаз, где учитель все оплаченное время посвящает одному ученику, а не группе из 3-4 человек. В противном случае эффективность занятий будет намного ниже.
Репетиторство отлично подходит необщительным детям, которым комфортнее находится в домашней обстановке со знакомым учителем, т. к даже в небольшой группе их работоспособность будет снижена, пока ребенок не привыкнет к одногруппникам.
Главный плюс репетиторства в том, что хороший преподаватель дает знания не просто исходя из уровня подготовки ученика, а также из его личных особенностей (психологии, мотивации, желаний и тп). Также репетитор всегда готов подстроиться под график ученика, а в последнее время и вовсе проводить занятие удалено, что не просто удобнее, но и дешевле.
Главный и, пожалуй, единственный существенный минус репетиторства – цена. Хорошие репетиторы всегда берут неплохую цену за занятия, особенно это касается изучения языков и технических предметов. Также нет гарантии, что школьник сможет найти общий язык с новым преподавателем.
Выбор репетитора
К сожалению, хороших специалистов намного меньше чем выпускников, особенно это касается маленьких городов и сел. Поэтому поиск репетиторов нужно начинать еще до начала школьного процесса.
Также важна основная (или бывшая основная) деятельность преподавателя. Например, если человек работает в ВУЗе и не имеет отношения к школьному обучению, то он, скорее всего, не в курсе всех тонкой проведения ЕГЭ (тем более, что условия часто меняются), и не сможет донести эти тонкости до ребенка, а вот школьный учитель всегда находится в гуще событий и сможет морально подготовить ребенка.
Часто учителя в школе сами занимаются репетиторством и это может значительно облегчить задачу. Если ребенок ладит со своим школьным преподавателем, то стоит попробовать выйти с ним на контакт. Учителя часто запоминают привычки и повадки своих учеников, а поэтому составить грамотный индивидуальный учебный план будет намного легче.
Перед окончательным выбором лучше выбрать несколько репетиторов, изучить их профили и отзывы. После оплатить по занятию у каждого и узнать у ребенка с кем ему было комфортнее всего.
Когда стоит выбирать курсы
Курсы по сути повторяют школьные уроки, но в группах поменьше (10-15 человек). Благодаря этому создается определенный социум, живая конкуренция, да и времени точно получится уделить каждому, нежели в классе из 30 человек. Такой вариант подойдет для детей, которые любят общаться и имеют соревновательный дух. В такой обстановке они получат дополнительную мотивацию.
Большой выбор курсов является, как ни странно, минусом. Да, их много, но хороших – единицы, а слоганы «гарантируем результат 100%» часто не больше, чем обычный маркетинговый ход. При выборе ориентироваться нужно не столько на популярность, сколько на преподавательский состав. Хорошо, когда учителя имеют дипломы и грамоты, подтверждающие их уровень подготовки (но это не значит, что нужно бояться молодых репетиторов).
Расценки на курсы разнятся в зависимости от уровня курсов и региона. Но, в долгосрочной перспективе, они всегда дешевле репетиторов.
Как выбрать курсы
Для начала из всего разнообразия сразу нужно вычеркнуть те школы, которые существуют непродолжительное время. Хорошо бы чтобы организация была на ногах более 3-х лет. На первые открытые уроки стоит сходить с ребенком, чтобы оценить внешнюю обстановку, будущих одногруппников и преподавателей.
Также в хорошей программе обязательно должны присутствовать:
- Прозрачная система обучения. Родитель в любой момент должен иметь доступ ко всем классным/контрольным и проверочным работам своего ребенка. Также родитель вправе ознакомиться с учебной программой и списком обучающих материалов.
- Психологическая поддержка. ЕГЭ многих детей пугает больше психологически. Нередки случаи, когда ребенок был хорошо подготовлен, но из-за волнения впадал в панику и проваливал экзамен. Поэтому в программу обязательно должны входить работы с психологами. Ребенку должны помочь выработать полную уверенность в себе и своих силах.
- Пробные экзамены. Единственный верный способ победить страх – посмотреть ему в глаза, поэтому детям должны устроить «симуляцию» экзамена, начиная от заполнения бланков, заканчивая выходом из кабинета. Особое внимание нужно уделить всему, ибо ошибки на ЕГЭ (особенно в бланках) уже не прощаются.
Тут, как и в случае с репетитором, нужно учитывать мнение ребенка. Нравится ли ему та или иная школа, нравится ли ему вообще ходить на курсы.
Так что лучше: курсы или репетитор?
Оба варианта имеют свои подводные камни и сказать однозначно что лучше нельзя. Чаще всего детям не принципиально как заниматься. А в идеале можно попробовать и совмещать. Курсы будут давать базовые знания, а с репетитором ребенок заполнит пробелы и углубиться в нужные ему темы.
Если же упор делается на что-то одно, а вопрос в цене не стоит, то репетиторы подойдут школьникам интровертам или жителям маленьких городов (где хороших курсов просто нет). Также репетитора можно нанять и после курсов для закрепления пройденного материала.
Экстравертам больше подойдут курсы, т. к им важна социальная составляющая обучения. Им важно делится успехами мотивацией, чувствовать соревновательных и общаться со сверстниками.
Курсы или репетитор, очно или заочно — с ребенком нужно работать не только на уровне мозговой деятельности, а психологически готовить ученика к экзамену. Даже если внешне он кажется спокойным и уверенным, внутри может бушевать буря эмоций, которая вырвется на экзамене.