Ответ: Туляк полон церковногоблагочестия и великий практик этого дела, а потому и те три мастера, которыевзялись поддержать Платова и с ним всю Россию, не делали ошибки, направясьне к Москве, а на юг. Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездномугороду Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св.Николая; приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном жекресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного» — святительМир-Ликийских изображен на ней «в рост», весь одеян сребропозлащеннойодеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч —«военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: св.Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» вособенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен усамой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию»и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете.- Горите себе, а нам некогда,— и опять свою щипаную голову спрятал,ставню захлопнул, и за свое дело принялися. Платов ему сто рублей дал и говорит: — Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. Левша отвечает: — Бог простит,— это нам не впервые такой снег на голову.1. Его религиозность, вера, терпение и преданность делу, увлеченность.Спросили много вина, и левше первую чарку, а он с вежливостью первыйпить не стал: думает, — может быть, отравить с досады хотите. — Нет, — говорит,— это не порядок: и в Польше нет хозяина больше,—сами вперед кушайте.— Наша наука простая: но Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мынимало не знаем2. Жизненный опыт.Безграмотный, но предусмотрительный.Левша согласился. — Об этом,— говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, нотолько своему отечеству верно преданные.— Мы,— говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой ужестаричок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковьходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще вхолостом звании.— Потому,— отвечает,— что наша русская вера самая правильная, и какверили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы. — Вы,— говорят англичане,— нашей веры не знаете: мы того же законахристианского и то же самое Евангелие содержим.— У нас,— говорит,— когда человек хочет насчет девушки обстоятельноенамерение обнаружить, посылает разговорную женщину, и как она предлогсделает, тогда вместе в дом идут вежливо и девушку смотрят не таясь, а привсей родственности. Они поняли, но отвечали, что у них разговорных женщин нет и такогообыкновения не водится, а левша говорит: — Это тем и приятнее, потому что таким делом если заняться, то надо собстоятельным намерением, а как я сего к чужой нацыи не чувствую, то зачемдевушек морочить?— Это все, равно,— отвечает,— где умереть,— все единственно, волябожия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу родпомешательства достать. — Евангелие,— отвечает левша,— действительно у всех одно, а тольконаши книги против ваших толще, и вера у нас полнее. 3. Любовь к Отечеству ко всему русскому, к женщинам, обычаям и даже чай пить с сахаром в прикуску — жизненный опытюАнгличанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел: — Разве так можно! У него,— говорит,—хоть и шуба овечкина, так душачеловечкина.Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому чтоу него затылок о парат раскололся, и он одно только мог внятно выговорить: — Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пустьчтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этою верностью левша перекрестился и помер.4. Даже в последние минуты своей жизни он думает о благе Отечества, которое позволило погибнуть такому таланту.