Ответ:

1. Сюжет и композиция

• В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара — «мертвых душ».

• Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.

2. Герои поэмы

Образы помещиков

Пять глав (2-6) — пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану:

? Краткая характеристика помещика (описание внешности).

? Описание усадьбы помещика.

? Описание совместной трапезы (застолья) — чем и как угощают помещики Чичикова.

? Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ.

? Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

 

Помещик

Экономический упадок

Моральное разложение

Манилов (2 глава)

бесхозяйственный помещик

праздный мечтатель, живущий в ми­ре своих грез — «рыцарь пустоты»

Коробочка (3 глава)

мелочная скопидомка

«дубиноголовая»

Ноздрев (4 глава)

безалаберный прожигатель жизни

бесшабашный враль, мот и шулер

Собакевич (5 глава)

прижимистый и упрямый хозяин

оскотинившийся кулак.

Плюшкин (6 глава)

скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения

«прореха на человечестве»

Общие черты всех помещиков

низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме

 

? Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию.

? Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании:

Манилов — Коробочка

Ноздрев — Собакевич

 

Манилов

Коробочка

небрежность

аккуратность

восторженная наивность

упрямая подозрительность

беспечность

мелочность, скопидомство

Глупость, несамостоятельность, которые приводят к страху законности предлагаемой сделки, с одной стороны, боязни продешевить — с другой стороны.

 

Ноздрев

Собакевич

неугомонность

прочная сила

шулерство

степенность, обстоятельность

фамильярность в общении

церемонность

болтлив и горяч

мрачное немногословие

почти разоренное поместье

изобилие и основательность хозяйства

разоритель

накопитель

Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит.

Все усилия, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести.

 

Манилов

Портрет

«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Характеристика

Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» — от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор — это никчемность и слащавую, бессмыслен­ную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяй­ством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.

Усадьба

О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свер­нувшийся на сторону и весь в сале».

Отношение к ведению хозяйства

Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказ­чик и ключница — воры, слуги — «нечистоплотны и пьяницы», а «вся двор­ня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Образ жизни

Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит кни­га, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности — или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».